ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ТЕКСТА:

Слушая историю о встрече Христа с самарянкой, не перестаешь удивляться ее открытости. Причем это относится ко всем людям вообще, ведь несмотря на суету нашего времени, на то, что наш век совсем иной, многие люди, искренне расположены к разговору о Боге и спасении. Человек удивительно устроен, он может очень долго отдаляться от Бога, может уходить от Него всю свою жизнь, а вернуться в одно мгновение.

Из Евангелий мы знаем, что самаряне жили иначе, чем иудеи, и были с ними во вражде. Но вот приходит Христос, и они сразу открываются Ему. Это говорит нам нечто очень важное не только о самарянах, но и о тех, кто живет вокруг нас.

В сегодняшнем чтении Христос показывает нам удивительный пример того, как можно общаясь с человеком, наставить его на путь веры. При этом важно, что Он начинает не с обличения и не говорит женщине, какая она грешница. В действительности в ней есть нечто, что может быть не заметно с первого взгляда, но что говорит о том, что для нее не все потеряно.

Дело в том, что она приходит к колодцу в полдень, то есть тогда, когда никто другой к колодцу не ходит, т.к. палящее солнце находится в зените. Почему она так поступает? Вероятнее всего потому, что она стыдится людей и избегает их: она живет уже с пятым сожителем. Это безнравственно, потому что она не просто не может найти мужа, а не делает никакого усилия для созидания подлинной любви к одному человеку. Это, по-своему, сложно, ведь предполагает несение тягот другого.

И вот в этой самарянке единственное, что осталось, — это стыд перед людьми. И Господь знает, кто она, но ничего не говорит, Он просто просит напиться и этим располагает ее к себе. Поразительно, как она, прибежав к своим соплеменникам, говорит: «Я встретила человека, который сказал мне все, что я сделала». За свою жизнь она несомненно сделала и нечто хорошее, но, судя по этим словам, сводила свою жизнь к чему- то одному, что мучило ее.

Когда мы говорим о грехе осуждения, это не значит, что если мы какой-то поступок считаем плохим, то сводим всего человека к его поступку. Когда мы говорим, что человек украл, мы констатируем факт, но когда мы говорим, что человек — вор, это значит, что он для нас больше не человек, а вор. Эта женщина ощущала себя именно такой, что вся ее жизнь испорчена, омрачена, буквально уничтожена этим грехом. Она чувствовала, что ее грех нивелирует все другие жизненные отношения. Господь ей прямо все это говорит, так что можно сказать, что он надавил на ее болевую точку.

Сегодня многие сказали бы, что это — манипуляция, но Христос не пытается играть на ее слабости, не обращает ее слабости к Своей выгоде. Он видит ее душу, которая покрыта корой, и в которой есть одно только место, чтобы зацепиться и заговорить о самом главном. И Он это делает. Мы видим, что она сразу же открывается и говорит: «Нет у меня мужа». Она признает, что так и не научилась любить по-настоящему и Христос хвалит ее за эту искренность.

После этих слов оказывается возможен дальнейший диалог, возможен настоящий, серьезный разговор о вере, о поклонении, о том, что приходит время, когда внешние способы молитвы отходят на второй план.
Казалось бы, перед нами далекая от норм веры и нравственности женщина, которая и в своих мужьях-то разобраться не может… Нужны ли ей все эти разговоры…? Многие, возможно, сказали бы, что не нужны…

Но только Господь коснулся ее сердца и она задает вопрос, как молиться по-настоящему, как верить… Мы видим, что ее вдруг интересуют самые важные вещи. Смотря на окружающих, которые может быть мало интересуются верой, мало стремятся к Богу… Спросим себя, что сделали мы, чтобы помочь им увидеть Божью любовь? Попытались ли мы, без обличений и осуждений поговорить с ними так, как Христос поговорил с Самарянкой. Поговорить так, чтобы и им стали интересны ответы на самые важные вопросы…