Самария – это область древней Палестины. Ее жители были ближайшими родственниками евреев. Однако, несмотря на это, они находились с ними в состоянии глубочайшей вражды. Иудеи считали их язычниками, отступниками от веры и старались избегать всяческого общения с ними. Их отношение к самарянам прекрасно иллюстрирует эта поговорка, которая ходила в кругах раввинов: «Пусть никто не ест хлеба самарян, ибо всякий, кто ест их хлеб, подобен тому, кто ест свинину». Это объясняет изумление самарянки, когда Христос просит дать Ему воды. Это все равно, что просить напиться из рук прокаженного.

Удивляет не только это. Апостолы, вернувшись из города, поражены тем, что Христос говорит с женщиной. Законы иудеев, касающиеся статуса женщины, были очень строги. В общественном месте раввин не мог говорить даже со своей женой, дочерью или сестрой. Если это происходило, его репутации приходил конец. Христос же не обращает внимания и на этот запрет.

Наконец, важно отметить еще одну деталь. Не случайно говориться о том, что самарянка пришла к колодцу патриарха Иакова, одна, в шестом часу. Шестой час – это, по-нашему, полдень. Женщины обыкновенно приходили к колодцу или рано утром или вечером, когда не так жарко. Причем ходили не поодиночке, а группой. Эта же пришла в самый зной, одна, пришла к колодцу, который находился вне города. Это не случайно. Скорее всего, перед нами изгой. Ее же народ избегает ее, да и она сама, видимо, не горит желанием общаться с людьми. И Евангелие указывает нам на причину этого. У нее было пять мужей, а шестой мужчина – даже не муж, просто сожитель. И опять же удивительный момент. Согласно местным законам, женщина могла выйти замуж всего два раза. Третье замужество считалось предосудительным. Но пять, да еще после этого жить с шестым! Очевидно, что ее чурались, т.к. считали великой грешницей. Но Господь пренебрегает и этим обстоятельством, вступая с ней в разговор.

И это не просто беседа. Христос предлагает ей то, чего жаждали получить многие правоверные и нравственно безупречные иудейские мужчины того времени, – воды живой, то есть вечной жизни, дара благодати и спасения. Причина этого очевидна. Поняв из разговора, что перед ней Мессия, самарянка не стала оправдываться в своих грехах. Более того, она побежала сообщить радостную новость своим соплеменникам. Побежала с таким воодушевление, что забыла в спешке забрать свой кувшин. И проповедь ее была так сильна, что люди, несмотря на дурную репутацию этой женщины, пошли за ней, увидели и поверили во Христа.

Дай же и нам Господи такой же отваги перед лицом Твоего Евангелия принять свое несовершенство, дай такой же решимости следовать за Тобой и являть Тебя миру. Ведь лишь в этом случае та благодать, которую Ты нам предлагаешь, найдет место в нашем сердце. А укоренившись в нем, сможет привлечь к Тебе и тех людей, которые нас окружают.